Внезапные очень длинные праздники дали возможность устроить марафон, с последующим сравнением, трёх вариантов "Убийства в "Восточном экспрессе" (фильм 1974 года, сериальная серия и новая, 2017 года, экранизация имени Гилдероя Локхарта Кеннета Браны). Первый фильм -отсмотрен был давно, нравится безусловно, ведь там такое собрание звёзд, что дух захватывает! При повторном просмотре вылавливались отдельные нюансы, уже без эмоциональной составляющей. Трагифарс -так можно назвать эту экранизацию, где вечерние сборы великого сыщика перед отходом ко сну обязательно включают трогательную сеточку на "подозрительно чёрных волосах" и наусники! на лямочке ( а в багаже спрятана спиртовка для подогрева фиксатуара для знаменитых усов и жаль, что ни в одной из версий не показали специальные чашки с накладками, чтобы не мочить усы в чае или кофе). Но фарсовая составляющая быстро улетучивается, когда происходит настоящее преступление, убийство практически в условиях "закрытой комнаты". Увы, для "преступника", читать дальше, нет страшнее факта, что за раскрытие взялся первый среди лучших. Преступление раскрыто, преступники "вызывают большее сочувствие, чем жертва"(с), знаменитый сыщик недолго мучится выбором, и вот -в вагоне-ресторане освобождённого из снега экспресса все хором пьют шампанское! (как на мой взгляд, совершенно безнравственная сцена; да, я могу понять мотивы коллективного убийства, да -у героя Кристи был выбор, и он его сделал, но по-голливудски пафосно отмечать -явно не надо было это показывать). При этом -очень понравились стекла в дверных панелях вагона-ресторана (обнажённые девы, наверное, "Лалик"), костюмы понравились. Лорен Бэколл! Шон Коннери! Энтони Перкинс! Ингрид Бергман! Сероглазый Альберт Финни!
Серия 12 сезона сериала "Пуаро" -тяжёлая драма, с детективной составляющей, причём при повторных просмотрах всё больше прникаешься драматизмом и трагизмом выбора между законом и справедливостью, человеческим сочувствием и религиозными убеждениями (для пожилого человека, воспитанного в католической вере, убийство -смертный грех, и заповедь "Не произноси ложной клятвы" -не пустой звук). Сюжетная канва -та же,есть жертва, по человеческим меркам, заслуживающая смерти, есть 12 присяжных, которые вынесли приговор и сами привели его в исполнение. Есть два варианта версий для официальных властей -истинная и ложная, но правдоподобная. И вот стоят они, эти двенадцать, возле поезда на снегу -кучка замёрзших измученных холодом, бессонницей, нарастающим чувством вины и стыда людей(совсем недавно им было прямо сказано -"почему вы отстой"). А в отдалении сыщик что-то разъясняет полиции. Что дальше? Сейчас с наручниками подойдёт взвод? Нет! Сыщик молча идёт от них, лицом к тебе, зритель, и вы остаётесь наедине; со слезами сжимает он до боли в руках чётки, как последнюю надежду и опору. Он не "сдал" этих людей, более того, его авторитет не дал усомниться в его показаниях. Преступники дальше пойдут своими путями, и мне что-то подсказывает, что не будет безоблачного счастья ни для кого из них (по крайней мере, в пространстве именно этой истории). А чего стоило это Пуаро -видим только мы.
В романе варианты версий просто предложены незаинтересованным лицам, для выбора и доклада всё той же югославской полиции, и нетрудно догадаться, что будет выбрана версия со сбежавшим по сугробам злоумышленником. Сериал показал всё "темнее и острее".
Фильм 2017 года (заявленный как римейк фильма 1974 года, но в новых реалиях) получился, на мой взгляд, потерянной серией "Доктора Кто" времён Моффата красивой дуркой. Не, нуачо, как сейчас говорят, какое время -такой и Пуаро. Статный красавец, глядя на которого, ждёшь момент, когда нарушится симметрия обалденных метёлок на лице, и кто-нибудь из преступников скажет:"У вас ус отклеился". Походя разыгрываются фарсовые сцены, которых больше, чем в фильме 1974 года (феерически вступить в лошадиный навоз там Пуаро не заставляли, и проявлять чудеса дедукции при встрече с начальником поезда и неизвестной женщиной, повисшей на нем (на начальнике, само собой,) , не требовали: "Знакомься, это Пуаро, а это"...-- "Проститутка!" -вскрикнул осенённый внезапным прозрением Эркюль). После этого расовое разнообразие, некоторое несоответствие возраста отдельных персонажей вообще не напрягает, и боевой чернокожий доктор, вступивший в схватку! с Пуаро на крыше! вагона! смотрится вполне. Ну, мы же договорились -"какое время, такой и Пуаро". И красиво нарисованы феерические горы в снегу (кому интересно слушать зануд, проезжавших в реале по тем местам, что таких гор возле ЖД там нет). И фантастически красивые интерьеры в поезде, прямо "Титаник", а не "Ориент-экспресс" с клопами (леди Агата не даст соврать). И намёк на Ирен Адлер личную жизнь имеется (фото прилагается). Одно слово -дурка, дружеский большой капустник для друзей Кеннета Браны. А нас ещё "Смерть на Ниле" ждёт, берегитесь. А какие там будут пирамиды! А давайте погадаем, кто из персонажей сменит расу или, чёрт возьми, пол!
Ах, жаль, что нет "Восточного экспресса" с Питером Устиновым, для симметрии. Такая "Большая четвёрка" получилась бы.